Маршруты выходного дня

Растительный и животный мир водоемов

01.08.2023

Маршрут

«Растительный и животный мир водоемов»

 

         Рекомендуемый возраст ребёнка: средний дошкольный возраст. Понаблюдайте с ребенком за водоемом. Обратите его внимание на разнообразие насекомых, млекопитающих и растительного мира. Покажите ребенку растения, которые способны растит в воде. Рассмотрите кувшинки, камыши и другие растения, находящиеся в прибрежной зоне. Обратите его внимание на количество и разнообразие животного мира водоема.

Растительный мир

По дороге к водоему обращаем внимание на знакомые ребёнку травянистые и цветущие растения и на то, сколько деревьев вокруг и какие все они  разные. Уточняем, знает ли он, как называются эти деревья? Предлагаем поиграть в игру  «К названному дереву беги», потрогать стволы деревьев - какие они наощупь? Чем покрыты? У каких деревьев кора гладкая? У берега водоёма наблюдаем, где любит расти ива. Спрашиваем, знают ли дети, как в народе называют иву. Почему, кажется, что ива плачет?

Новый рисунок (7)

Предложите отгадать загадку о другом дереве:

В белом сарафане                                 

Встала на поляне,

А летели синицы-

Сели ей на косицы.

Новый рисунок (8)

Задайте вопросы:

Чем нравится людям это дерево? Какая она, березка? Предлагаем с ребёнком поиграть в игру « Украсим берёзку комплиментами».По дороге к пруду всей семьёй заучиваем стихотворение Р.Валеевой:

Красивая земля моя,       

Родные, милые края.

Роднее нет для нас земли

К тебе душой мы приросли!

Расскажите ребенку о млекопитающих, рыбах и зверях, живущих в зонах расположения водоемов.

Про щуку.  У нее длинное тело. Во рту много острых зубов. Охотясь, щуки неподвижно замирают в зарослях и внезапно бросаются на добычу. Щуку - прозвали речным волком, нападает на мелких рыбёшек. У неё сильные плавники. Щуку называют речным санитаром. Она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням. Щука необходима в любом водоеме.

Новый рисунок

Про лягушку. Летом можно встретить в природе  во многих места лягушек. Они разные и по размеру, и по цвету. Лягушка, которая живёт  на суше – травяная и она бурого (коричневого) цвета. Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Это неправильно: лягушки – беззащитные и безобидные, их не следует ловить и обижать. Кожа лягушки холодная,  мокрая, гладкая, покрытая слизью. Люди считают, что если взятьлягушку в руки, то на руках появятся бородавки. Это не правда.

Новый рисунок (1)

Про раков. Речные раки, обладают туловищем достигающем в длину 15-30 см,  покрытое жёсткой, хитиновой оболочкой, формирующую прочный скелет, способный выдерживать нападения хищников. Панцирь этого животного может быть окрашен в коричневатый, зеленовато-бурый, либо чёрный, с синеватым оттенком цвет. Цвет зависит от особенностей состава воды и других условий обитания. Подобные цвета панциря позволяют ракам успешно скрываться на дне водоёма.

Новый рисунок (2)

Про ерша. Ерш — маленькая колючая пресноводная рыбка. Про него можно сказать: «Ерш на ежика похож, он в колючках, словно еж». У него высокая спинка с острым крупным плавником. Спина и бока этой рыбки окрашены от темно-серого до серо-зеленого цвета, кое-где на них выделяются более темные пятнышки, грудка ерша с красноватым отливом, а брюшко светло-зеленое или белесое.

Новый рисунок (3)

Про карася. Самым распространённым обитателем пресноводных водоёмов, имеющим промысловое значение, является рыба под названием карась. Они встречаются в крупных реках, водохранилищах, озёрах и заросших растительностью прудах. Несмотря на принадлежность карася к семейству карповых рыб, он имеет ряд особенностей. Голова, глаза и область рта у него имеют относительно маленькие размеры, у рыбы также отсутствуют усы. На широкой спине расположен плавник с ровными контурами, а хребет отличается утолщённостью. В ротовой полости находятся мелкие глоточные зубы, растущие в один ряд.

Новый рисунок (4)

Побеседуйте с ребенком о правилах безопасного поведения на водоеме. Что будет, если люди начнут бросать в озеро мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать?

  1. Не рвать цветы, травы водоемов.
  2. Не кричать, не включать громко музыку.
  3. Не ловить насекомых.
  4. Не ловить мальков и лягушек.
  5. Не убивать животных.
  6. Не приносить животных домой.
  7. Не оставлять на берегу не затушенных костров, мусор.
  8. Не мыть машины в водоемах.

Задайте ребенку вопросы:

1.          Что есть у рыбы? (туловище, голова, хвост, плавники)

2.          Чем покрыто туловище рыб? (чешуей)

3.          Как рыбы дышат? (при помощи жабр)

4.          Для чего рыбам чешуя? (для защиты туловища)

5.          Для чего служат плавники? (помогают хорошо плавать)

6.          Как рыбы размножаются? (из икринок)

7.          Кто еще помимо рыб живет в пресной воде?

8.          Для чего необходимы щуки?

9.          Что помогает рыбам плавать в воде? (тело, хвост, плавники)

10.     Кто живет в реках и озерах, перечисли? (карась, ерш, щука, сом и т. д.)

11.     Как надо себя вести на отдыхе, на берегу рек, озер?

12.     Один из самых прожорливых хищников пресных вод? (щука)

13.     Какая рыба умеет ползать по суше? (сом)

Можно поиграть с ребенком в игры:

Новый рисунок (5)       Новый рисунок (6)              

Приятного Вам отдыха!

свернуть